История

Храм во имя Рождества Христова в с.Сазыкино

с.Сазыкино Елецкого района Пищулинского сельсовета, на р. Ельнике. В документах 1630 г. упоминается пустошь Сазыкина Поляна (МПИМНД, 72). Это свидетельство заставляет думать, что еще в более ранний период здесь находилось селение, сохранившее имя какого-то лица Сазыкина. На пустошь в середине XVII в. пришли крестьяне, основали село, названное Сазыкином. В 1676 г. в нем насчитывался 31 двор (ОКРМ, 155).

Прохоров В.А. Липецкая топонимия. — Воронеж, Центр.- Черноземное кн. изд-во, 1981; — 160 с.

Село Сазыкино лежит на юго-восток – в 190 в. от г. Орла и в 5 в. от г. Ельца. Приход села расположен по обеим сторонам небольшой речки Ельчика, впадающей в р. Сосну. Гористая местность отличается здоровым климатом, а почва почти вся черноземная и лишь отчасти глинистая. О времени образования прихода и о происхождении названия села сведений никаких не сохранилось. В состав прихода, кроме села, входит еще деревня Хмелинец. Население исключительно крестьянское, состоящее из 696 д. м. и 681 д. ж. п., занимается хлебопашеством, каменоломнями, кустарным производством, и женщины почти все – плетением кружев.

В селе каменный храм во имя Рождества Христова, неизвестно, когда построенный, по преданию, на средства прихожан и благотворителей г. Ельца. Сохранилось сказание, что в Сазыкене существовал раньше храм деревянный на том месте, где теперь находится старое кладбище; здесь стоит небольшая часовня с крестом. В настоящем храме, кроме главного холодного алтаря, есть два теплые предела – правый во имя Смоленской Божьей Матери и левый – во имя Святит. и Чудотворца Николая, построенный в 1870 г. старанием Елецкого купца Николая Стратоновича Ходова.

В храме дважды производился капитальный ремонт; в 1899 году был заново вызолочен и отделан иконостас холодного алтаря старанием бывшего ктитора Елецкого купца Тихона Стратоновича Ходова, а в 1890 г. уже вся церковь с холодным и теплыми пределами украшена художественною живописью, а иконостас правого предела заново переделан, благодаря заботам бывшего местного ктитора, ныне умершего, Елецкого купца Владимира Васильевича Ростовцева. При храме имеется церковное здание, где с 1882 г. помещается земская школа. Церковь владеет капиталом в трех билетах Елецкого городского общественного банка на сумму 700 р., половина процентов с которых поступает в ее пользу, и одним билетом Елецкого Отделения Государственного Банка в 100 р., проценты с которых полностью идут на церковные нужды.

Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии, — 1905.


Храм в честь Богоявления Господня в с.Пищулино

ПИЩУЛИНО, с. Елецкого района Пищулинского сельсовета. Возникло в конце XVI в., в документах 1620 г. отмечается как село с церковью (ПКЕУ). По народному преданию, здесь в лесу первым поселилось семейство Пищулиных, от которых и произошло название села.

Прохоров В.А. Липецкая топонимия. — Воронеж, Центр.- Черноземное кн. изд-во, 1981; — 160 с.

«Село Пищулино лежит на востоке от г. Орла в 190 в. и на север от г. Ельца в 5 в. в котловине, окруженной с трех сторон лесом. Красивая местность села при множестве зелени, особенно фруктовых садов, много страдает от недостатка орошения. Отсутствие реки вынуждает жителей делать копанные пруды, где вода в летнюю пору быстро портится и распространяет гнилой запах. Поэтому, климат села не особенно здоровый. Почва большей частью черноземная, а по буграм глинистая и песчаная.

Об основании села предание говорит, что на месте Пищулина был густой лес, где поселилось сначала одно семейство с фамилией Пищулиных. С течением времени семейство размножилось и путем раздела образовало небольшое селение, в состав которого вошла новая семья с фамилией Шаталовых. От этих двух коренных родов и составилось село Пищулино с именем своего первого родоначальника.

Впоследствии соседние деревни присоединились к Пищулину и на общие средства устроили храм. Так образовался приход села с деревнями – Подхорошей в 4 в., Водяной в 7 в., Степной в 6 в. и Малого Белевца в 1 в. от храма, насчитывающей до 2000 д. обоего пола. Население состоит из крестьян-земледельцев; малоземельные из них живут на фабриках и заводах в г. Ельце. Большинство прихожан за дальностью от села посещают богослужение соседних сел – Телегина, Тростного и Трегубова.


Первый храм в Пищулине был деревянный, неизвестно когда построенный; теперь на его месте стоит каменная часовня. Настоящий же каменный храм в честь Богоявления Господня выстроен в 1848 г. помещицею Варварою Кондратьевной Емельяновой на совместные с прихожанами средства и освящен при епископе Никодиме.

Иконостас в храме и напрестольная кипарисная доска была пожертвована помещиком Аркадием Федоровичем Хвощинским.

В храме два придела: правый во имя Божией Матери «Живоносный Источник», воздвигнутый из старого иконостаса деревянного храма, а левый – во имя Чудотворца Николая, устроенный в 1864 г. на средства местного священника о. Иоанна Парфенова при епископе Поликарпе.

В храме было несколько крупных ремонтировок. В 1879 г. был возобновлен правый иконостас старанием кр. Константина Феоктистовича Шаталова при епископе Ювеналии, а в 1892 г. церковный староста кр. Косма Лаврентьевич Пищулин на собранные им пожертвования устроил новый иконостас главного алтаря во имя Богоявления Господня, реставрировал левый придел во имя Чудотворца Николая, пристроил колокольню и церковную ограду, сделал в храме печи и перестроил часовню на месте старого храма. В том же году для обновленного храма кр. Исидор Игнатович Мирохин пожертвовал 300 р. на покупку нового напрестольного ковчега.

Постоянной жертвовательницей на храм является теперь помещица Елена Григорьевна Хрипунова: на ее средства приобретены два евангелия и почти весь круг церк.-богослуж. книг.

Святыню храма составляет местночтимая чудотворная икона Богоматери «Живоносный Источник», которая по преданию, явилась в лесу, на косогоре в вязовом кусте, откуда пробил ключ чистой воды. Время явления иконы точно неизвестно. Свят. Тихон Задонский, посетивший Пищулино, приказал устроить на месте явления иконы часовню, благословил самое место и первый дал серебряный рубль для начала пожертвований. Часовня над колодцем, называемым «прощенным», в 1879 г. была заново, переделана; в ней две иконы копии – «Живоносный Источник» и икона Свят. Николая. Сюда совершается дважды крестный ход: в пятницу на Пасхе и 9 мая.

Самая чудотворная икона находится в храме. До 1903 года она стояла сзади левого клироса под медным балдахином, пожертвованным помещицей Марией Сергеевной Сокольниковой, а теперь под вызолоченным, жертвованным Елецким купцом Сергеем Ивановичем Баранниковым. Размером икона в две четв. 1 верш., в сребропозлащенной ризе и в резной киоте, пожертвованной Елецким купцом Володиным. По сказанию церковной летописи, чудотворную икону посещала масса поклонников и бывали даже чудесные знамения. Теперь молитвенное рвение значительно ослабло.»

Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии, — 1905.